Дело уходит своими корнями в 2015 год. Именно тогда беременная работница была уволена за прогул. Но женщина решила защитить свои права и обратилась в Трудовую инспекцию и суд. Результатом судебных разбирательств стало привлечение генерального директора компании к уголовной ответственности. Конституционный суд подтвердил позиции органов правосудия, посчитав статьи Закона конституционными.
Суть спора
Генеральный директор, знающий о беременности сотрудницы, издал акт о её увольнении за прогул. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 261 ТК, прекращение действия трудового соглашения по инициативе нанимателя с беременной не допустимо, кроме случаев закрытия фирмы. Ввиду этих обстоятельств генеральный директор был привлечён к ответственности по статье 145 УК России, предусматривающей наказание, в частности, за необоснованное увольнение сотрудницы из-за её беременности. Обжалование приговора не дало результатов, тогда работодатель обратился в Конституционный суд, считая указанные нормы не соответствующими Основному закону. По мнению директора компании, данные положения Закона нарушают права работодателя и позволяют сотруднице «в положении» прогуливать работу.
Разъяснения Конституционного суда
Подтверждая соответствие ст. 261 ТК и ст. 145 УК Конституции, КС пояснил, что установленные государством меры защиты для женщин, ожидающих ребёнка, не нарушают интересы работодателя, а также подтверждаются международно-правовыми документами.
Соблюдение принципа правового равенства не представляется возможным без доп. гарантий, что обусловлено социальной функцией женщины в продолжении человеческого рода, - отметили судьи.
Согласно части 2 статьи 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин, подписанты соглашения, коим является и Россия, должны устанавливать необходимые меры, чтобы не допускать увольнения беременных ввиду их положения. Реализацией этой нормы и является статья 145 УК и статья 261 ТК. При этом, статья 261 является специальной нормой, устанавливающей доп. гарантии для работниц, ожидающих ребёнка, как нуждающихся в специальной поддержке в трудовой сфере.
Конституционный суд также напомнил, что запрет на увольнение ограничен по времени, поэтому рассматриваемые нормы Закона нельзя расценивать как подрывающие баланс прав нанимателя и работника.