Статьи
Получение выписки из ЕГРЮЛ: основания, способы, сроки и стоимость
Выписка из ЕГРЮЛ (в отношении юрлиц) и ЕГРИП (для предпринимателей) является официальным документом, предоставляемым по запросу налоговойслужбой. Необходимость получения выписки регулярно возникает при осуществлении коммерческой деятельности: для открытия счёта в банковском учреждении, при заверении документов нотариально, при совершении ряда сделок, для участия в тендерах/торгах/аукционах, в целях подтверждения факта ликвидации/реорганизации компании, при обращении в суд, а также для проверки контрагента. Заявителем может выступать любойчеловек или организация. Когда субъект желает получить сведения о себе, выписка выдаётся безвозмездно, в других случаях требуется произвести оплату гос. услуги.
Сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Реестр является глобальной базой, содержащей информацию обо всех зарегистрированных юрлицах и ИП. Ведением ЕГРЮЛ/ЕГРИП занимается налоговыйорган, сотрудники которого вносят данные в порядке хронологии. Согласно ст. 5 Закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, госреестр содержит следующую информацию:
- название фирмы, для предпринимателей - ФИО, пол, гражданство, паспортные данные;
- адрес;
- информация об участниках, в отношении АО - также о держателях реестров, для ООО - данные о размерах долей в уставном капитале;
- копии или подлинники учредительных документов;
- информация о правопреемстве для компаний, образованных путём реорганизации и для юрлиц, завершивших свою деятельность посредством преобразования;
- информация о процессе ликвидации, если осуществляется такая процедура;
- размер уставного капитала;
- ФИО, паспортные данные, должность лица, которое вправе действовать без доверенности от имени юрлица;
- информация об имеющихся лицензиях;
- ИНН, дата постановки на учёт;
- ОКВЭД;
- сведения о регистрации страхователя в ПФР, в ФСС.
Виды выписок из Реестра
Существует несколько типов выписок.
В зависимости от объёма указанных сведений:
- полная (содержит подробную информацию о фирме и её учредителя, долях в уставном капитале и прочие данные);
- сокращённая (её можно получить, в том числе, через сайт ФНС, не содержит исчерпывающих данных).
В зависимости от носителя:
- в виде бумажного документа;
- в электронномвиде, полученном на бесплатной основе посредством сайта ФНС России (заверяетсяэлектр. квалифицированной подписью).
В ряде ситуаций требуется официальный документ на бумаге, оформленный согласно правилам Регламента, утверждённого Приказом Минфина от 15.01.2015 N 5н. Документпрошивается, нумеруется, имеет номер, а также заверяется подписью уполномоченного лица и "живой" печатью. Так, например, некоторые гос. органы принимают выписки лишь в данном виде.
Сроки предоставления услуги по выдаче выписки
Согласно пункту 18 Регламента, утверждённого Приказом Министерства Финансов N 5н, общий срок предоставления информации из госреестра составляет 5 календарных дней сдаты получения заявки. Срочное предоставление данных производится не позднее следующего рабочего дня после получения заявления.
В электронном виде данные Реестра предоставляются в срок не более 5 дней.
Отметим, что при оказании государственной услуги по предоставлению выписок действует принцип экстерриториальности, на основании которого субъект вправе обратиться в любое подразделение налогового органа или МФЦ, независимо от места нахождения.
Документы, необходимые для получения данных из Реестра
Пункт 20 Регламента устанавливает исчерпывающий список документов, которые должен предоставить заявитель с целью получения выписки из ЕГР:
- Заявление - запрос. Составляется в произвольной форме, однако необходимо указать определённые данные: название фирмы или ФИО предпринимателя; ОГРН и ИНН, а также сведения о заявителе (название компании или ФИО гражданина и его паспортные данные, телефон, адрес или е-мэйл). Обязательно следует указать способ получения результата.
- Если запрос подаётся представителем, необходима доверенность.
- Документы, свидетельствующие об оплате гос. услуги (в случаях, когда такая оплата требуется). Сумма платы указана в Постановлении Правительства России от 19.05.2014. За предоставление выписки из ЕГР на бумаге в общем порядке установлена плата в сумме 200 рублей, срочно (на следующий рабочий день) - 400 рублей. Согласно Письму ФНС от 11 августа 2015 года N ГД-4-14/14094@, данные в электронном виде предоставляются безвозмездно на сайте Федеральной НС.
Результат запросы сведений из Реестра
Регламент устанавливает несколько возможных вариантов результата по заявлению о получения данных из ЕГР (пункт 17):
1) получение выписки;
2) справка о соответствии/несоответствии зафиксированных в запросе личных данных физлица сведениям из госреестра;
3) справка об отсутствии информации в ЕГР;
4) уведомление об отсутствии возможности выдачи сведений в связи с неправильным заполнением заявления, неподтверждением полномочий представителя, отсутствием платы.
Получение данных из Единого госреестра не является сложной процедурой, хотя требует знаний некоторых положений законодательства, внимательности и временных затрат. В современном мире не обойтись без такой государственной услуги как получение выписки из ЕГРЮЛ. Это необходимо для осуществления предпринимательской деятельности, взаимодействия с государственными структурами, а также владение информацией, в определённой степени, помогает обезопасить себя от отношений с недобросовестными партнёрами.