Верховный Суд РФ в определении от 20.08.2018 № 5-КГ18-161, указал, что в случае несоответствия договора о полной материальной ответственности, типовой форме, работодатель не сможет взыскать ущерб с подчиненных.
В рассмотренном деле, в ходе проведения инвентаризации, был установлен факт недостачи материальных ценностей. Работодатель обратился в суд, с требованием взыскать всю сумму ущерба с сотрудников, которые были ответственны за вверенные им товары.
Суд отказал в иске работодателя, поскольку представленный договор о полной коллективной материальной ответственности не соответствовал типовой форме данного договора, которая утверждена постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Ошибки были следующими:
- не указаны сотрудники, которые приняли условия о полной материальной ответственности и к которым может быть применена ответственность;
- из текста документа невозможно установить, кто из сотрудников и когда включался в состав коллектива (бригады) и исключался из него;
- не прописан порядок приема, хранения и передачи имущества;
- не указаны способы обнаружения материального ущерба и распределения ответственности между сотрудниками;
- не определен способ возмещения возникшего ущерба и порядок выявления степени виновности каждого работника;
- не указан срок действия договора, нет паспортных данных коллектива.
В связи с вышеизложенными недочетами в договоре, суд отказал во взыскании материального ущерба с сотрудников. Факт трудоустройства соискателей и указание в трудовом договоре, что работник является материально-ответственным лицом, не является основанием для взыскания материального ущерба. Со стороны сотрудников, должно быть дано согласие на вступление в коллектив (бригаду) работников, на которых возложена материальная коллективная ответственность. А работодатель должен соблюсти процедуру оформления этих правоотношений.