Между работодателем и кандидатом на должность был заключен ученический договор. Условиями соглашения предусмотрено, что в случае невыполнения учеником обязанностей, он должен возместить стоимость обучения и оплатить штраф. Сотрудник отработал половину установленного срока, и уволился. Организация потребовала оплаты стоимости образования и штрафа.
Свердловский областной суд в апелляционном определении от 19.04.2018 по делу № 33-6403/2018 указал на неправомерность таких действий. Работодатель вправе требовать только прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Согласно ст. 207 ТК РФ, в случае досрочного прекращения трудового договора, работник обязан возместить стипендию и иные расходы, понесенные на его обучение. Штраф не является затратами организации, поэтому не подлежит оплате.
Нормы ГК РФ к спорным отношениям не применяются. На учеников распространяется трудовое законодательство, поскольку предмет договора — обучение лица с последующим трудоустройством.
Также, согласно ч. 2 ст. 9 и ст. 206 ТК РФ, ученический договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с нормами трудового права. Если нормы договора противоречат трудовому законодательству, то они считаются недействительными и не применяются.